Упражнения с заданиями и ответами по русскому языку 5 класс.
Упражнения на тему «Морфология. Орфография»
Задания на безударные гласные в окончании имён прилагательных:
1. Вставьте пропущенные гласные в безударные окончания прилагательных. Проверьте себя вопросами.
Нов…й школы, красив…й сумки, весенн…го утра, весел…го праздника, морозн…му утру, любим…ому другу, холодн…й ночью, осенн…й порой, компьютер…го клуба, глубок…м озером, о ловк…м спортсмене.
2. Вставьте пропущенные гласные в безударные окончания прилагательных. Проверьте себя вопросами.
О проворн..м мальчике, о забавн…м малыше, ветрен…й погодой, хорош…ми делами, родн…м товарищем, за метк…м стрелком, к хвойн…му дереву, бел…го снега, у аккуратн…й девочки, страш…м братом.
3. Вставьте пропущенные гласные в безударные окончания прилагательных. Проверьте себя вопросами.
Весел…ю песню, красн..ю розу, син…ю гуашь, желт…м листом, о грустн…м настроении, классн…ю работу, журавлин…ой стаей, усердн…м трудом, последн…м уроком, осенн…м вечером.
4. Вставьте пропущенные гласные в безударные окончания прилагательных. Проверьте себя вопросами.
Зелен…й елкой, строг…й учитель, прекрасн…м видом, весел…й друг, современн…ми ноутбуками, смешн…й случай, дальн…му лесу, с син…м шариком, домашн…й работой, в тонк…й тетради.
Задания на личные окончания глаголов:
1. Вставьте в словосочетания пропущенные буквы, подберите для глаголов проверочное слово, определите спряжение.
(Он) пиш…т письмо, (он) бре…т кота, (он) рису…т картину, (он) громко стон…т, (они) топч…тс в песочнице, (он) убира…т со стола, (он) гоня…т мяч, (он) точ…т карандаши, (он) увид…т рыбок, (он) не терп…т унижений.
2. Вставьте в словосочетания пропущенные буквы, подберите для глаголов проверочное слово, определите спряжение.
(Он) мухи не обид…т, (он) стел…т постель, (они) унос…т ноги, (он) уме…т плавать, (он) дрем…т в колыбели, (он) лез…т из кожи вон, (он) убега…т от подруги, (он) стара…тся учиться, (он) плава…т как топор, (мы) обсужда…м фильм.
3. Вставьте в словосочетания пропущенные буквы, подберите для глаголов проверочное слово, определите спряжение.
(Мы) осужда…м подлость, (он) удивля…т зал, (он) вытека…т из кастрюли, (ты) встрет…шь сестру, (он) броса…т снаряд, (он) бес…т меня, (он) испытыва…т радость, (он) сбега…т с лестницы, (он) полива…т цветы, стара…тся учиться.
4. Вставьте в словосочетания пропущенные буквы, подберите для глаголов проверочное слово, определите спряжение.
Та…т снег, (он) ве…т теплом, (он) буд…т меня, (он) втор…т громам, (он) зависа…т в небе, (он) останов…т любого, смотр…шь на ручей, вид…шь снегопад, (он) гон…т льдинки, (он) выгоня…т из дома.
Задания на написание НЕ с глаголами. Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
1. Правильно напишите НЕ с глаголами.
Не/готовить, не/говорить, не/годовать, не/смотреть, не/рисовать, не/учить, не/писать, не/навидеть, не/создавать, не/чувствовать.
2. Правильно напишите НЕ с глаголами.
Не/делать, не/здоровиться, не/житься, не/играть, не/веселиться, не/волить, не/покупать, не/думать, не/истовать, не/верить.
3. Правильно напишите глаголы с –ТСЯ или –ТЬСЯ. Проверьте вопросом.
Просыпает…ся, смотрит…ся, занимат…ся, видят…ся, увлекат…ся, соревноват…ся, умывает…ся, собирает…ся, торопит…ся, встречает…ся.
4. Правильно напишите глаголы с –ТСЯ или –ТЬСЯ. Проверьте вопросом.
Улыбает…ся, здоровает…ся, занимат…ся, катат…ся, катает…ся, отправлят…ся, отправляет…ся, гордят…ся, гордит…ся, веселят…ся.Ь после шипящих на конце имён существительных, прилагательных и глаголов
1. Вставьте пропущенные буквы после шипящих в слова различных частей речи. В скобках укажите часть речи.
Морж…, еж…, шалаш…, роскош…, печ…, шьеш…, увелич…, колюч…, незряч…, свеж… .
2. Вставьте пропущенные буквы после шипящих в слова различных частей речи. В скобках укажите часть речи.
Камыш…, грач…, врач…, прыщ…, рож…, мыш…, мелоч…, толоч…, горяч…, могуч… .
3. Вставьте пропущенные буквы после шипящих в слова различных частей речи. В скобках укажите часть речи.
Пляж…, ключ…, борщ…, хрящ…, лож…, глуш…, стрич…, моч…, дремуч…, колюч… .
4. Вставьте пропущенные буквы после шипящих в слова различных частей речи. В скобках укажите часть речи.
Сторож…, меч…, ландыш…, реч…, помощ…, спиш…, можеш…, реж…, сыпуч…, гремуч… .
Задания на написание дефиса в местоимениях
1. Правильно напишите неопределённые или отрицательные местоимения.
Кое/кто, нек/то, не/что, кто/то, что/то, какой/то, кое/у/кого, кое/о/чем, кто/либо, кто/нибудь.
2. Правильно напишите неопределённые или отрицательные местоимения.
Кого/нибудь, не/который, не/сколько, ни/что, чей/либо, где/нибудь, кое/какой, кое/с/кем, кое/для/кого, какой/то.
3. Правильно напишите неопределённые или отрицательные местоимения.
Чье/то, сколько/нибудь, сколько/то, ни/кто, ни/что, ни/чей, ни/сколько, не/кого, не/чего, чей/нибудь.
4. Правильно напишите неопределённые или отрицательные местоимения.
Чей/то, чей/либо, где/либо, где/нибудь, кое/какой, ни/у/кого, не/к/кому, ни/у/скольких, кто/либо, сколько/нибудь.
Упражнения на тему «Фонетика. Графика. Орфография»
Задания на буквы Е, Ё, Ю, Я
1. Сделайте фонетическую транскрипцию букв Е, Ё, Ю, Я в следующих словах.
Ёлка, верёвка, ёж, еноты, еда, ветер, ель, метель, мякоть, ярмарка.
2. Сделайте фонетическую транскрипцию букв Е, Ё, Ю, Я в следующих словах.
Мясо, юла, мюсли, утюг, детство, копьё, дятел, замёл, ёжик, берёза.
3. Сделайте фонетическую транскрипцию букв Е, Ё, Ю, Я в следующих словах.
Армия, песня, весна, яблоко, общество, обществознание, юг, якорь, як, баня.
4. Сделайте фонетическую транскрипцию букв Е, Ё, Ю, Я в следующих словах.
Июнь, июль, ветка, пьёт, друзья, Петя, люстра, сияние, мята, съели.
Задания на разделительные Ь и Ъ
1. Распределите слова на две группы. В первую запишите слова, в которых мягкий знак служит для разделения, во вторую – для смягчения.
Мель, платье, сосулька, осень, обезьяна, карась, ручьи, семья, лось, сирень.
2. Распределите слова на две группы. В первую запишите слова, в которых мягкий знак служит для разделения, во вторую – для смягчения.
Вьюга, тюлень, добьюсь, лошадь, счастье, рисовать, муравьи, бегать, моль, компьютер.
3. Распределите слова на две группы. В первую запишите слова, в которых мягкий знак служит для разделения, во вторую – для смягчения.
Крестьяне, играть, письмо, рысь, вьет, колья, ружье, олень, осенью, гусь.
4. Распределите слова на две группы. В первую запишите слова, в которых мягкий знак служит для разделения, во вторую – для смягчения.
Смотреть, сучья, резьба, чутье, оладьи, затишье, шалунья, ведунья, говорить, берьер.
Задания на написание безударных гласных в корне слова
1. Вставьте в словосочетания пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
Горячая в…да, летняя гр…за, в…ршина горы, виднеется вд…леке, засиделись доп…здна, лиственные л…са, хитрая л…са, д…машний уют, в…селый человек, долгая т…шина.
2. Вставьте в словосочетания пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
Прозрачное ст…кло, х…лодный лимонад, гулять веч…ром, м…лить о пощаде, высокая г…ра, зак…лоть волосы, цв…тной плакат, яркая зв…зда, л…сной пейзаж, ранняя в…сна.
3. Вставьте в словосочетания пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
Высокая с…сна, вз…ла с полки, горячее мол…ко, п…левые цветы, цветущие с…ды, панорамное …кно, большое дер…во, ск…льзкий пол, выр…внять строку.
4. Вставьте в словосочетания пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
Опр…вдать товарища, непром…каемый костюм, д…ждливый день, цв…ты лотоса, …сенняя погода, большая в…лна, алые п…руса, круглый к…вер, зеленые гл…за.
Задания на буквы О, Ё после шипящих в корне слова
1. Вставьте в словосочетания пропущенные буквы после шипящих в корне слова.
Изысканный ш…лк, ш…птать другу, ш…рох в кустах, длинная ч…лка, новое ш…ссе, горький ш…колад, зач…т по предмету, опытный ш…фер, красивая Ш…тландия, умелый ж…нглер.
2. Вставьте в словосочетания пропущенные буквы после шипящих в корне слова.
Большой щ…голь, тихий ш…пот, деревянный ж…лоб, вкусная пш…нка, деш…вый товар, короткие ш…рты, аккуратный ш…в, интересное ш…у, аппетитная печ…нка, сильный нач…с.
3. Вставьте в словосочетания пропущенные буквы после шипящих в корне слова.
Крепкая беч…вка, непрожолимая трущ…ба, плотный капюш…н, громко ч…каться, пахучий анч…ус, пош…Л домой, ож…г руку, сильный ож…г, сладкий крыж…вник, знатный обж…ра.
4. Вставьте в словосочетания пропущенные буквы после шипящих в корне слова.
Сильная изж…га, дремучая чащ…ба, ч…рный цвет, ж…лтый цветок, щ…лкать семечки, блестящая ш…рстка, круглые щ…ки, вечерняя прич…ска, железная реш…тка, большой ж…лудь.
Задания на правописание о—е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных, глаголов
1. Вставьте в словосочетания пропущенные буквы после шипящих и ц.
Вещ…вой рынок, еж…вый след, лиц…вой счёт, образц…вой коллектив, маленькая реч…нка, песчаный береж…к, бвстрая реч…нька, кусоч…к торта, ключ…вой момент, плюш… вый медведь.
2. Вставьте в словосочетания пропущенные буквы после шипящих и ц.
Облиц…вка здания, ситц…вый платок, повела плеч…м, поражены зрелищ…м, разговаривали с Кузьмич…м, дружит с Наташ…й, красивое деревц…, перц…вый, плеч…вой сустав, кварц…вая лампа.
3. Вставьте в словосочетания пропущенные буквы после шипящих и ц.
Береж…шь как зеницу ока, суш…ный фрукт, теч…т ручей, рана жж…т, картофель запеч…н, первая ноч…вка, играть мяч…м, больш…й стол, разбудил плач…м, горяч…го чая.
4. Вставьте в словосочетания пропущенные буквы после шипящих и ц.
Кожаный ремеш…к, беж…вый цвет, крепкий ореш…к, белый снеж…к, пушистый зайч…нок, детская рубаш…нка, заверш…нный период, говорит с товарищ…м, серой туч…й, любимая доч…нька.
Задания на буквы И и Ы после Ц
1. Вставьте в словосочетания пропущенную после Ц букву.
Единиц… измерения, цветущая акац…я, птиц…н хвост, шумные птиц…, налаженная дисц…плина, куниц…н хвост, цариц…н трон, ц…плячий писк, удалой ц…ган, ловкие ц…ркачи.
2. Вставьте в словосочетания пропущенную после Ц букву.
Лучшие чтец…, танчующая ц…ганочка, надежная вакц…на, ц…фровые технологии, сильные самц…, эмоц…ональный настрой, сильная эмоц…я, детёныши медведиц…, иллюстрац…я к книге, тяжёлая экспедиц…я.
3. Вставьте в словосочетания пропущенную после Ц букву.
Свежие устриц…, пьёт ц…нк, ц…тата классика, строгая инспекц…я, маленькая ц…фра, удалые молодц…, хитрые наглец…, пищащие птенц…, справделивая полиц…я, сказал «ц…ц».
4. Вставьте в словосочетания пропущенную после Ц букву.
Позвал «ц…п-ц…п», голосистые скворц…, маленький ц…ркуль, женская интуиц…я, генеральная репетиц…я, пушистый ц…пленок, лисиц…н хвост, во все конц…, игрушечный ц…линдр, железнодорожная станц…я.
Задания на чередования согласных. Непроизносимые согласные
1. Вставьте пропущенные буквы в словосочетания.
Долго пол…ти, хорошая ве…тиляция, зака…чивать урок, ловкий барабан…щик, сладкий арбу…, искренняя про….ьба, о….бить мясо, жи…кий суп, весокосный го…, ра…житься деньгами.
2. Вставьте пропущенные буквы в словосочетания.
Де…ский сад, горячий хле…, острый сер…, извес…ный актёр, звёз…ный час, чудес…ный миг, сильный моро…, деревянная ла…ка, зелёная тра…ка, сложная зага…ка.
3. Вставьте пропущенные буквы в словосочетания.
Естественный о…бор, высокий ду…, молочный зу…, крепкий лё…, сильный гра…, по…бить цель, по…ковать лошадь, по…смотреть ответ, счас…ливый день, мес…ный колдун.
4. Вставьте пропущенные буквы в словосочетания.
Поз…ний закат, доброе сер…це, чркле со…нце, капус…ный лист, лё…кий урок, маленькая пя…ка, весёлый праз…ник, маленькая ло…ка, металлическая ло…ка, медленно пол…ти.
Задания на правописание непроизносимых согласных в корнях слов
1. Вставьте пропущенные буквы в словосочетания с непроизносимыми согласными. Подберите проверочные слова, если это возможно.
Сахарный рос…ник, яркое со…нце, выглядит ужас…но, прекрас…ный принц, чудес…ная история, интерес…ный роман, извес…ный писатель, мес…ный художник, окрес…ные поля, широкие пас…бища.
2. Вставьте пропущенные буквы в словосочетания с непроизносимыми согласными. Подберите проверочные слова, если это возможно.
Влас…ный человек, шес…надцать лет, поз…ний вечер, ужас…ный свет, ярос…ный крик, грус…ный фильм, ненас…ный день, пакос…ный мальчишка, проез…ной билет, прелес…ный миг.
3. Вставьте пропущенные буквы в словосочетания с непроизносимыми согласными. Подберите проверочные слова, если это возможно.
Аппетитное съес…ное, доброе сер…це, час…ный детектив, тягос…ный вздох, телес…ные наказания, хлес…нуть плеткой, словес…ный выговор, вкус…ный обед, крутая лес…ница, опытный наез…ник.
4. Вставьте пропущенные буквы в словосочетания с непроизносимыми согласными. Подберите проверочные слова, если это возможно.
Капус…ный лист, звез…ный час, крес…ный отец, чес…ный человек, весёлый праз…ник, радостное чу…ство, сказал: «Здра…ствуйте», выез…ной концерт, счас…ливый билет, доблес…ный рыцарь.
Упражнения на тему «Морфемика. Орфография»
Задания на корень слова
1. Выделите корень в словах.
Снежок, пушок, писать, подъехать, нарисовать, есть, тетрадка, книжка, мальчик, красивый.
2. Выделите корень в словах.
Прекрасный, весёлый, смотреть, послушать, заделать, самокат, велосипед, кровать, елка, ёж.
3. Подберите однокоренные слова к слову «БЕГ».
4. Подберите однокоренные слова к слову «КОШКА».
Задания на приставки и суффиксы. Морфемный разбор слова
1. Выделите в словах приставки.
Сдуть, пробежать, надписать, расформировать, безграничный, бескрайний, доплыть, вошёл, вскочить, раскидать, разгрузить, межинститутские, асимметричный, низвергнуть, чересчур, уехать.
2. Выделите в словах суффиксы.
Речка, ключик, замочек, цветник, домище, каменщик, газетчик, учитель, березонька, мамочка, советовать, учитывать, пришёл, каменный, счастливый, красноватый.
3. Сделайте морфемный разбор слова.
Помидор, лесной, злословить, елочная, перелесок, приморский, прогуляться, снежок, лесок, гонщик.
4. Сделайте морфемный разбор слова.Метро, просто, наполнивший, розовый, красноватый, красивый, весело, паровоз, подоконник, просушить.
Задания на правописание суффиксов -К- и -СК- в именах прилагательных
1. Верно напишите в прилагательных суффикс -К- или -СК-. Свой выбор объясните.
Рез…ий ветер, дерз…ий мальчишка, казах…ий чай, казац…ий конь, француз…ий поцелуй, сель…ий парень, украина…ий фраг, матрос…ий уговор, ткац…ий станок, низ…ий потолок.
2. Верно напишите в прилагательных суффикс -К- или -СК-. Свой выбор объясните.
Турист…ий интерес, немец…ий автомобиль, черкес…ий нож, швед…ий нож, узбек…ий чай, Ставрополь…ий край, молодец…ий бой, университет…ий конкурс, пират…ий корабль, казан…ий чак-чак.
3. Верно напишите в прилагательных суффикс -К- или -СК-. Свой выбор объясните.
Январ…ий день, декабрь…ий мороз, флот…ий устав, пассажир…ий корабль, рыбац…ий улов, деревен…ий уклад, июнь…ий зной, вяз…ий деготь, белорус…ий рубль, индус…ий бог.
4. Верно напишите в прилагательных суффикс -К- или -СК-. Свой выбор объясните.
Одес…ий пароход, звер…ий аппетит, простец…ий парень, кавказ…ий пленник, посоль…ий представитель, комсомольск…ая присяга, рыцар…ий турнир, богатр…ий меч, раб…ое мышление, октябрь…ий дождь.
Задания на правила переноса слов
1. Разделите слова для переноса.
Яблоко, собака, кефир, елка, бежать, смотреть, видеть, красивый, весёлый, увлекательный.
2. Разделите слова для переноса.
Интересный, игра, йод, кошка, йогурт, смотреть, слушать, думать, мама, девочка.
3. Разделите слова для переноса.
Брат, сестра, дом, ёжик, краска, облако, квартира, бабушка, стол, холодильник.
4. Разделите слова для переноса.
Самолёт, пылесос, парень, школа, университет, рисовать, писать, сладкий, горький, мой.
Задания на чередование гласных -о, -а в корне слова
1. Вставьте пропущенные буквы в слова с чередованием в корне.
Пром…кнуть до нитки, пом…кать кисточку, непром…каемый плащ, красивый заг…р, заг…релый человек, кл…няться царю, покл…ниться матушке, противная тв…рь, тв…рение человека, алое з…рево.
2. Вставьте пропущенные буквы в слова с чередованием в корне.
Красная з…рька, з…ревать в избушке, красивая з…ря, весёлая з…рница, крикнули: «Р…вняйсь», стоят р…вно, широкая р…внина, разделить пор…вну, мой р…весник, сложный ур…вень.
3. Вставьте пропущенные буквы в слова с чередованием в корне.
Уг…реть от газа, тв…рить искусство, интересное тв…рчество, прил…гать усилия, новое прил…жение, выр…щивать цветы, немного подр…сти, выр…сли большими, непроходимые зар…сли, резво ск…кать.
4. Вставьте пропущенные буквы в слова с чередованием в корне.
Высоко подск…чить, к…саться руки, аккуратно к…снуться, маленький р…сток, известный р…стовщик, крупная отр…сль, бумажная пром…кашка, пром…чить ноги, красный попл…вок, опытный пл…вец .
Задания на чередование гласных -е, -и в корне слова
1. Вставьте пропущенные буквы в слова с чередованием в корне.
Уб…рать комнату, уб…ру потом, зап…рать дверь, зап…реть на замок, выд…рать волосы, выд…рут розгами, выт…рать со столы, выт…р стол, ум…рать от голода, резко зам…р.
2. Вставьте пропущенные буквы в слова с чередованием в корне.
Ярко бл…стать, бл…стеть на солнце, заст…лать постель, заст…лю потом, сж…гать мосты, сж…чь мусор, постепенно выч…тать, посмотреть выч…ты, соч…тать комбинации, интересное соч…тание.
3. Вставьте пропущенные буквы в слова с чередованием в корне.
Соб…рать конструктор, соб…ру быстро, зам…рать от страха, зам…реть от неожиданности, отб…рать конфету, обт…реть тело, уд…рать от друга, обязательно уд…ру, расст…лать постель, расст…лю позже.
4. Вставьте пропущенные буквы в слова с чередованием в корне.
Долго уп…раться, уп…реться руками, выж…гать по дереву, быстро выж…гший, заж…г огонь, заж…гать свечу, высокая п…рамида, ст…лить скатерть, заст…лаю стол, вспом…нать детство.
Задания на правописание приставок на –з, -с
1. Вставьте пропущенные буквы в словах с приставками на — з, — с.
Бе…граничный пейзаж, бе…крайний горизонт, ра…бросать игрушки, ра…пустить волосы, и…вестить соседей, и…портить праздник, тяжело в…дыхать, в…помнить прошлое, во…местить ущерб, долгое во…хождение.
2. Вставьте пропущенные буквы в словах с приставками на — з, — с.
Ни…вергать огонь, ни…падать перед императором, и…резать бумагу, и…портить блюдо, ра…крошить мел, ра…дать конфеты, бе…грешный ребёнок, бе…покойный малыш, …ходить к приятелю, во…нести императора.
3. Вставьте пропущенные буквы в словах с приставками на — з, — с.
Во…петь подвиги, и…дать указ, и…писать тетрадь, черес…чур медленно, …делать аккуратно, искренне ра…каиваться, уже ра…свело, ра…задорить ребёнка, и…зябнуть от холода, медленно ра…лагаться.
4. Вставьте пропущенные буквы в словах с приставками на — з, — с.
Ра…познать ложь, поздно ра…свело, ра…топить печь, ра…топтать костёр, ра…чистить дорогу, найти ра…мен, ро…жиг для костра, ро…данный материал, во…ходить по горе, быстро во…гордиться.
Задания на буквы Ы и И после приставок на согласные
1. Вставьте пропущенные буквы в корень после приставок на согласные.
Без…дейный человек, без…нициативный одноклассник, сверх…нтересный фильм, сверх…зысканный интерьер, меж…нститутский конкурс, вз…скать налоги, от…грать партию, под…маться по лестнице, пред…дущий игрок, двух…мпульсный ток.
2. Вставьте пропущенные буквы в корень после приставок на согласные.
Трех…гольный инструмент, хороший пед…нститут, под…тожить урок, интересная пред…стория, без…нтересный фильм, раз…скать преступника, исследовать пост…мпрессионизм, увлекательная контр…гра, красивый на…грыш, с…грать партию.
3. Вставьте пропущенные буквы в корень после приставок на согласные.
Провести дез…нфекцию, по…грать с ребёнком, по…стине верно, новый спорт…нвентарь, строгий сан…нспектор, вз…мать налоги, об…скать преступника, вз…скание налогов, об…скать задержанного, без…исходная тоска.
4. Вставьте пропущенные буквы в корень после приставок на согласные.
Увлекательная контр…гра, интересная супер…гра, дез…нформировать одноклассников, раз…грать товарища, пост…нфарктный синдром, пред…нфарктный синдром, под…тожим урок, без…мянный щенок, без…скусный человек, вз…рать свысока.
Задания на правописание гласных в приставках Пре- и При-
1. Вставьте пропущенные буквы в приставки.
Пр…ехать в город, пр…клеить рисунок, пр…школьный двор, пр…морский край, пр…сесть на диван, пр…думать историю, пр…увеличить значение, пр…рвать разговор, пр…добрый старик, пр…звонкий голос.
2. Вставьте пропущенные буквы в приставки.
Пр…рвать разговор, пр…сломить хлеб, пр…бить гвоздь, пр…шить пуговицу, пр…клеить изображение, пр…скакать на коне, быстро пр…мчаться, пр…лететь в отпуск, пр…речная пристань, пр…открыть дверь.
3. Вставьте пропущенные буквы в приставки.
Пр…встать с кровати, пр…лечь отдохнуть, пр…вокзальное кафе, пр…бытие поезда, пр…красный учитель, сильное пр…увеличение, пр…забавный случай, пр…спокойный ребёнок, пр…градить путь, пр…близить экран.
4. Вставьте пропущенные буквы в приставки.
Район пр…города, пр…мудрый пискарь, пр…милый ребёнок, пр…винтить деталь, прекрасное Пр…уралье, пр…возмочь себя, старинное пр…дание, весёлая пр…баутка, пр…бывать в неведении, пр…бывать в город.
Задания на слитное и дефисное написание сложных слов
1. Правильно напишите сложные слова.
Юго__запад, быстро_течный, северо_восток, капитан_лейтенант, генерал_майор, пол_Европы, пеше_ход, вело_гонки, пол_Москвы, пол_часа, пол_дня, высоко_образованный, пол_абрикоса, пол_ананаса, нежно_голубой, темно_серый, сине_глазый, железно_дорожный, лето_писный, ярко__красный.
2. Правильно напишите сложные слова.
Светло__синий, спец_одежда, спорт_площадка, фабрично_заводской, широко_плечий, при_брежный, горно_лыжный, кто_либо, светло_волосый, сельско_хозяйственный, вагоно_ремонтный, что_либо, что_нибудь, кто_то, легко_атлетический, кое_в_чем, где_либо, кое_где, по_заячьи, по__моему.
3. Правильно напишите сложные слова.
По__твоему, по_летнему, во_первых, в_третьих, чуть_чуть, густо_населённый, еле_еле, точь_в_точь, скажи_ка, дом_то, все_таки, кто_бы, что_ли, из_за, из_под, ай_ай, ой_ой, диван_кровать, пол_листа, пол__лайма.
4. Правильно напишите сложные слова.
Тонно__километр, премьер_министр, унтер_офицер, англо_русский, физико_математический, юго_западный, юго_восточной, кисло_сладкий, микро_скоп, гидро_станиция, теле_вышка, электро_фонарь, авиа_режим, стерео_система, агро_комплекс, зоо_парк, фото_фиксация, мыше_ловка, лесо_руб, авиа__перелет.
Задания на написание слов с ПОЛ-, ПОЛУ-
1. Правильно напишите слова с ПОЛ-, ПОЛУ-.
Пол__огурца, пол_ананаса, пол_абрикоса, пол_яблока, пол_Москвы, Пол_Воронежа, пол_Самары, пол_Нью-Йорка, пол_лимона, пол_лайма, пол_города, пол_часа, пол_дня, пол_города, пол_фильма, пол_помидора, пол_картофеля, пол_торта, пол_века, пол__секунды,
2. Правильно напишите слова с ПОЛ-, ПОЛУ-.
Пол__книги, пол_тетради, пол_шоу, пол_сериала, пол_серии, пол_песни, полу_остров, впол_голоса, пол_чайной ложки, пол_вкусного торта, пол_интересного фильма, пол_красного помидора, пол_ложки, полу_круг, полу_месяц, пол_метра, полу_ботинки, пол_оборота, пол_очка, пол__июля.
3. Правильно напишите слова с ПОЛ-, ПОЛУ-.
Пол__оркестра, пол_отдела, полу_подвал, пол_листа, пол_литра, пол_лавки, пол_линии, пол_линейки, пол_дома, пол_беды, пол_ведра, пол_лампы, пол_лапы, пол_апельсина, пол_оборота, пол_ящика, пол_яйца, пол_ягоды, пол_Одессы, пол__Европы.
4. Правильно напишите слова с ПОЛ-, ПОЛУ-.
Пол__Ярославля, пол_Байкала, пол_жизни, пол_стола, пол_груши, пол_мандарина, полу_забытье, полу_финал, полу_седой, полу_бог, пол_батона, пол_кило, пол_мешка, пол_банки, пол_сливы, пол_Екатеринбурга, полу_живой, пол_недели, пол_мира, пол__луга
Задания на написаие большой буквы и кавычки в именах собственных
1. Исправьте ошибки в написании имён собственных.
пушкина екатерина, кафе кристалл, роман-эпопея война и мир, ресторан башня, кинотеатр победа, столовая у петровны, журнал мурзилки, роман преступление и наказание, передача мистические истории, программа время.
2. Исправьте ошибки в написании имён собственных.
антонина иванова, светлана ивановна, пёс тошка, кошка мурка, попугай кеша, город москва, улица ленина, переулок ворошилова, фильм вызов, пьеса свои люди-сочтемся.
3. Исправьте ошибки в написании имён собственных.
Театр муза, мультик приключения кота фильки, почтальон печкин, корабль мираж, город валуйки, село богучар, деревня уразово, город екатеринбург, роман отцы и дети, переверткина тамара.
4. Исправьте ошибки в написании имён собственных.
Котенок филька, щенок мухтар, рассказ судьба человека, картина мишки в лесу, ресторан старик хинкалыч, магазин копеечка, стихотворение то было раннею весной, михаил юрьевич лермонтов, улица ломоносова, машина калина.
Ответы:
Безударные гласные в окончании имён прилагательных
1. Школы (какой?) новой, сумки (какой?) красивой, утра (какого?) весеннего, праздника (какого?) веселого, утру (какому?) морозному, другу (какому?) любимому, ночью (какой?) холодной, порой (какой?) осенней, клуба (какого?) компьютерного, озером (каким?) глубоким, о спортсмене (каком?) ловком.
2. О мальчике (каком?) проворном, о малыше (каком?) проворном, погодой (какой?) проворной, делами (какими?) хорошими, товарищем (каким?) родным, за стрелком (каким?) метким, к дереву (какому?) хвойному, снега (какого?) белого, у девочки (какой?) аккуратной, братом (каким?) старшим.
3. Песню (какую?) веселую, розу (какую?) красную, гуашь (какую?) синюю, листом (каким?) желтым, о настроении (каком?) грустном, работу (какую?) классную, стаей (какой?) журавлиной, трудом (каким?) усердным, уроком (каким?) последним, вечером (каким?) осенним.
4. Елкой (какой?) зеленой, учитель (какой?) строгий, видом (каким?) прекрасным, друг (какой?) веселый, ноутбуками (какими?) современными, случай (какой?) смешной, лесу (какому?) дальнему, с шариком (каким?) синим, работой (какой?) домашней, в тетради (какой?) тонкой.
Личные окончания глаголов
1. Пишет — писать, 1 спряжение, бреет — брить, 1 спряжение (исключение), рисует — рисовать, 1 спряжение, стонет — стонать, 1 спряжение, топчутся — топтаться, 1 спряжение, убирает — убирать, 1 спряжение, гоняет — гонять, 1 спряжение, точит — точить, 2 спряжение, увидит — увидеть, 2 спряжение (исключение), терпит — терпеть, 2 спряжение (исключение).
2. Обидит — обидеть, 2 спряжение (исключение), стелет — стелить, 1 спряжение (исключение), уносят — уносить, 2 снаряжение, умеет — уметь, 1 спряжение, дремлет — дремать, 1 спряжение, лезет — лезть, 1 спряжение, убегает — убегать, 1 спряжение, старается — стараться, 1 спряжение, плавает — плавать, 1 спряжение, обсуждаем — обсуждать, 1 спряжение.
3. Осуждаем — осуждать, 1 спряжение, удивляет — удивлять, 1 спряжение, вытекает — течь, 1 спряжение, встретишь — встретить, 2 спряжение, бросает — бросать, 1 спряжение, бесит — бесить, 2 спряжение, испытывает — испытывать, 1 спряжение, сбегает – сбегать, 1 спряжение, поливает — поливать, 1 спряжение, старается – стараться, 1 спряжение.
4. Тает — таять, 1 спряжение, веет — веять, 1 спряжение, будит — будить, 2 спряжение, вторит — вторить, 2 спряжение, зависает — зависать, 1 спряжение, остановит — остановить, 2 спряжение, смотришь — смотреть, 2 спряжение (исключение), видишь — видеть, 2 спряжение (исключение), гонит — гнать, 2 спряжение (исключение), выгоняет — выгонять, 1 спряжение.
НЕ с глаголами. Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
1. Не готовить, не говорить, негодовать, не смотреть, не рисовать, не учить, не писать, ненавидеть, не создавать, не чувствовать.
2. Не делать, нездоровиться, нежиться, не играть, не веселиться, неволить, не покупать, не думать, неистовость, не верить.
3. (Что делает?) просыпается, (что делает?) смотрится, (что делать?) заниматься, (что делают?) видятся, (что делать?) увлекаться, (что делать?) соревноваться, (что делает?) умывается, (что делает?) собирается, (что делает?) торопится или (что делать?) торопиться, (что делает?) встречается.
4. (Что делает?) улыбается, (что делает?) здоровается, (что делать?) заниматься, (что делать?) кататься, (что делает?) катается, (что делать?) отправляться, (что делает?) отправляется, (что делают?) гордятся, (что делает?) гордится или (что делать?) гордиться, (что делают?) веселятся.
Ь после шипящих на конце имён существительных, прилагательных и глаголов
1. Морж (существительное), еж (существительное), шалаш (существительное), роскошь (существительное), печь (существительное), шьешь (глагол), увеличь (глагол), колюч (кр. прилагательное), незряч (кр. прилагательное), свеж (кр. прилагательное).
2. Камыш (существительное), грач (существительное), врач (существительное), прыщ (существительное), рожь (существительное), мышь (существительное), мелочь (существительное), толочь (глагол), горяч (кр. прилагательное), могуч (кр. прилагательное).
3. Пляж (существительное), ключ (существительное), борщ (существительное), хрящ (существительное), ложь (существительное), глушь (существительное), стричь (глагол), мочь (глагол), дремуч (кр. прилагательное), колюч (кр. прилагательное).
4. Сторож (существительное), меч (существительное), ландыш (существительное), речь (существительное), помощь (существительное), спишь (глагол), можешь (глагол), режь (глагол), сыпуч (кр. прилагательное), гремуч (кр. прилагательное).
Дефис в местоимениях
1.Кое-кто, некто, нечто, кто-то, что-то, какой-то, кое у кого, кое о чем, кто-либо, кто-нибудь.
2. Кого-нибудь, некоторый, несколько, ничто, чей-либо, где-нибудь, кое-какой, кое с кем, кое для кого, какой-то.
3. Чье-то, сколько-нибудь, сколько-то, никто, ничто, ничей, нисколько, некого, нечего, чей-нибудь.
4. Чей-то, чей-либо, где-либо, где-нибудь, кое-какой, ни у кого, не к кому, ни у скольких, кто-либо, сколько-нибудь.
Буквы Е, Ё, Ю, Я
1. [й’о]лка, в[и]р[о]вка, [й’о]ж, [й’э]ноты, [й’ э]да, в[э]т[э]р, [й’э]ль, м[э]т[э]ль, м[а]коть, [й’а]рмарка.
2. М[а]со, [й’у]ла, м[у]сли, ут[у]г, д[э]тство, копь[й’о], д[а]тел, зам[о]л, [й’о]жик, б[и]р[о]за.
3. Арми[й’а], п[э]сн[а], в[и]сна, [й’а]блоко, общ[э]ство, общ[э]ствознани[й’э], [й’у]г, [й’а]корь, [й’а]к, бан[а].
4. И[й’у]нь, и[й’у]ль, в[э]тка, пь[й’о]т, друзь[й’а], П[э]т[а], л[у]стра, си[й’а]ни[й’э], м[а]та, съ[й’э]ли.
Разделительные Ь и Ъ
1. 1 группа: платье, обезьяна, ручьи, семья.
2 группа: мель, сосулька, осень, карась, лось, сирень.
2. 1 группа: вьюга, добьюсь, счастье, муравьи, компьютер.
2 группа: тюлень, лошадь, рисовать, бегать, моль.
3. 1 группа: крестьяне, вьет, колья, ружье, осенью.
2 группа: играть, письмо, рысь, олень, гусь.
4. 1 группа: сучья, чутье, оладьи, затишье, шалунья, ведунья, барьер.
2 группа: смотреть, резьба, говорить.
Безударная гласная в корне слова
1. Вода – воды, гроза – грозы, вершина – верх, вдалеке – даль, допоздна – поздно, леса – лес, лиса – лис, домашний – дом, веселый – весел, тишина – тишь.
2. Стекло – стекла, холодный – холод, вечером – вечер, молить – молится, гора – горы, заколоть – заколка, цветной – цвет, звезда – звезды, лесной – лес, весна – весны.
3. Сосна – сосны, взяла – взял, молоко – молочный, полевые – поле, сады – сад, окно – окна, дерево – деревья, скользкий – скользко, выровнять – ровно.
4. Оправдать – правда, непромокаемый – промокнуть, дождливый – дождь, цветы – цвет, осенняя – осень, волна – волны, паруса – парус, ковер – коврик, глаза – глаз.
Буквы О, Ё после шипящих в корне слова
1. Шелк, шептать, шорох, челка, шоссе, шоколад, зачет, шофер, Шотландия, жонглер.
2. Щеголь, шепот, желоб, пшенка, дешевый, шорты, шов, шоу, печенка, начес.
3. Бечевка, трущоба, капюшон, чокаться, анчоус, пошел, ожег руку, сильный ожог, крыжовник, обжора.
4. Изжога, чащоба, черный, желтый, щелкать, шерстка, щеки, прическа, решетка, желудь.
Правописание о—е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных, глаголов
1. Вещевой, ежовый, лицевой, образцовой, речонка, бережок, реченька, кусочек, ключевой, плюшевый.
2. Облицовка, ситцевый, плечом, зрелищем, Кузьмичом, Наташей, деревце, перцовый, плечевой, кварцевая.
3. Бережешь, сушеный, течёт, жжёт, запечен, ночёвка, мячом, большой, плачем, горячего.
4. Ремешок, бежевый, орешек, снежок, зайчонок, рубашонка, завершенный, товарищем, тучей, доченька.
Буквы И и Ы после Ц
1. Единицы, акация, птицын, птицы, дисциплина, куницын, царицын, цыплячий, цыган, циркачи.
2. Чтецы, цыганочка, вакцина, цифровые, самцы, эмоциональный, эмоция, медведицы, иллюстрация, экспедиция.
3. Устрицы, цинк, цитата, инспекция, цифра, молодцы, наглецы, птенцы, полиция, «цыц».
4. «Цып-цып», скворцы, циркуль, интуиция, репетиция, цыпленок, лисицын, концы, цилиндр, станция.
Позиционные чередования согласных. Непроизносимые согласные
1. Ползти, вентиляция, заканчивать, барабанщик, арбуз, просьба, отбить, жидкий, год, разжиться.
2. Детский, хлеб, серп, известный, звёздный, чудесный, мороз, лавка, травка, загадка.
3. Отбор, дуб, зуб, лёд, град, подбить, подковать, подсмотреть, счастливый, местный.
4. Поздний, сердце, солнце, капустный, лёгкий, пятка, праздник, лодка, ложка, ползти.
Правописание непроизносимых согласных в корнях слов
1. Тростник — тростинка, солнце — солнечный, ужасно — ужасен, прекрасный — прекрасен, чудесная — чудеса, интересный — интересен, известный — известие, местный — места, окрестные — крест, пастбища — пасти.
2. Властный — власти, шестнадцать — шесть, поздний — опоздать, ужасный — ужасы, яростный — ярости, грустный — грустить, ненастный — ненастье, пакостный — пакости, проездной — проездом, прелестный — прелести.
3. Съестное — съесть, сердце — сердечко, частный — часть, тягостный — тягости, телесные — телеса, хлестнуть — хлестать, словесный — слова, вкусный — вкус, лестница — словарное слово, наездник — ездить.
4. Капустный — капуста, звездный — звезда, крестный — крестить, честный — честь, праздник — словарное слово, чувство — словарное слово, здравствуйте — здравие (если ребёнок не указал проверочное слово, это недочёт, а не ошибка), выездной — езда, счастливый — счастье, доблестный — доблесть.
Корень слова
1. Снеж, пуш, пис, ех, рис, ес, тетрад, книж, маль, крас.
2. Крас, весел, смотр, слуш, дел, сам и кат, велосипед, кровать, ел, ёж.
В заданиях 3-4 могут быть приведены различные слова, подходящие под условие задания.
3. Забег, бежать, бегун, бегущий, пробежка, выбежать, бегунок, разбежаться, беговой, беглец, пробег, беженец и т. д.
4. Кошачий, котик, кот, котенок, котёночек, кошечка, кошкин, окотиться, котяра, котище, котята и т. д.
Приставки и суффиксы. Морфемный разбор слова
1. С, про, над, рас, без, бес, до, во, в, рас, раз, меж, а, низ, черес, у.
2. К, ик, ек, ник, ищ, щик, чик, тель, оньк, очка, ова + постфикс ть, ыва + постфикс ть, л, н, лив, оват.
3. Помидор — корень, основа.
Лес — корень, н — суффикс, ой — окончание, лесн — основа.
Зло, слов — корни, о — соединительная гласная, и, ть — суффиксы, злослови — основа.
Ел — корень, оч, н — суффиксы, ая — окончание, елочн — основа.
Пере — приставка, лес — корень, ок — суффикс, перелесок — основа.
При — приставка, мор — корень, ск — суффикс, ий — окончание, примормк — основа.
Про — приставка, гул — корень, я, ть, ся- суффиксы, прогуля ся — основа.
Снеж — корень, ок — суффикс, снежок — основа.
Лес — корень, ок — суффикс, лесок — основа.
Гон — корень, щик — суффикс, гонщик — основа.
4. Метро — корень, основа.
Прост — корень, о — суффикс, просто — основа.
На — приставка, полн — корень, и, вш — суффиксы, ий — окончание, наполнивш — основа.
Розов — корень, ый — окончание, розов — основа.
Красн — корень, оват — суффикс, ый — окончание, красноват — основа.
Крас — корень, ив — суффикс, ый — окончание, красив — основа.
Весел — корень, о — суффикс, весело — основа.
Пар и воз — корни, о — соединительная гласная, паровоз — основа.
Под — приставка, окон — корень, ник — суффикс, подоконник — основа.
Про — приставка, суш — корень, и, ть — суффиксы, просуши — основа.
Правописание суффиксов -К- и -СК- в именах прилагательных
1. Резкий (имеет краткую форму), дерзкий (имеет краткую форму), казахский, казацкий (основа на к), французский, сельский, украинский, матросский, ткацкий (основа на ч), низкий (имеет краткую форму).
2. Туристский, немецкий (основа на ц), черкесский, шведский, узбекский, Ставропольский, молодецкий (основа на ц), университетский, пиратский, казанский.
3. Январский, декабрьский, флотский, пассажирский, рыбацкий (основа на к), деревенский, июньский, вязкий (имеет краткую форму), белорусский, индусский.
4. Одесский, зверский, простецкий (имеет краткую форму), кавказский, посольский, комсомольская, рыцарский, богатырский, рабское, октябрьский.
Правила переноса слов
1. Яб-ло-ко, со-ба-ка, ке-фир, ел-ка, бе-жать, смо-треть, ви-деть, кра-си-вый, ве-сё-лый, ув-ле-ка-тель-ный.
2. Ин-те-рес-ный, иг-ра, йод, кош-ка, йо-гурт, смо-треть, слу-шать, ду-мать, ма-ма, де-воч-ка.
3. Брат, сес-тра, дом, ёж-ик, крас-ка, об-ла-ко, квар-ти-ра, ба-буш-ка, стол, хо-ло-диль-ник.
4. Са-мо-лёт, пы-ле-сос, па-рень, шко-ла, уни-вер-си-тет, ри-со-вать, пи-сать, слад-кий, горь-кий, мой.
Чередование гласных -о, -а в корне слова
1. Промокнуть, помакать, непромокаемый, загар, загорелый, кланяться, поклониться, тварь, творение, зарево.
2. Зорька, зоревать, заря, зарница, равняйсь, ровно, равнина, поровну, ровесник, уровень.
3. Угореть, творить, творчество, прилагать, приложение, выращивать, подрасти, выросли, заросли, скакать.
4. Подскочить, касаться, коснуться, росток, ростовщик, отрасль, промокашка, промочить, поплавок, пловец.
Чередование гласных -е, -и в корне слова
1. Убирать, уберу, запирать, запереть, выдирать, выдерут, вытирать, вытер, умирать, замер.
2. Блистать, блестеть, застилать, застелю, сжигать, сжечь, вычитать, вычеты, сочетать, сочетание.
3. Собирать, соберу, замирать, замереть, отбирать, обтереть, удирать, удеру, расстилать, расстелю.
4. Упираться, упереться, выжигать, выжегший, зажёг, зажигать, пирамида, стелить, застилаю, вспоминать.
Правописание приставок на –з, -с
1. Безграничный, бескрайний, разбросать, распустить, известить, испортить, вздыхать, вспомнить, возместить, восхождение.
2. Низвергать, ниспадать, изрезать, испортить, раскрошить, раздать, безгрешный, беспокойный, сходить, вознести.
3. Воспеть, издать, исписать, чересчур, сделать, раскаиваться, рассвело, раззадорить, иззябнуть, разлагаться.
4. Распознать, рассвело, растопить, растоптать, расчистить, размен, розжиг, розданный, восходить, возгордиться.
Буквы Ы и И после приставок на согласные
1. Безыдейный, безынициативный, сверхинтересный, сверхизысканный, межинститутский, взыскать, отыграть, подымиться, предыдущий, двухимпульсный.
2. Трехигольный, пединститут, подытожить, предыстория, безынтересный, разыскать, постимпрессионизм, контригра, наигрыш, сыграть.
3. Дезинфекцию, поиграть, поистине, спортинвентарь, санинспектор, взимать, обыскать, взыскание, обыскать, безысходная.
4. Контригра, суперигра, дезинформировать, разыграть, постинфарктный, предынфарктный, подытожим, безымянный, безыскусный, взирать.
Правописание гласных в приставках Пре- и При-
1. Приехать, приклеить, пришкольный, приморский, присесть, придумать, преувеличить, прервать, предобрый, презвонкий.
2. Прервать, преломить, прибить, пришить, приклеить, прискакать, примчаться, прилететь, приречная, приоткрыть.
3. Привстать, прилечь, привокзальное, прибытие, прекрасный, преувеличение, презабавный, преспокойный, преградить, приблизить.
4. Пригорода, премудрый, премилый, привинтить, Приуралье, превозмочь, предание, прибаутка, пребывать, прибывать.
Слитное и дефисное написание сложных слов
1. Юго-запад, быстротечный, северо-восток, капитан-лейтенант, генерал-майор, пол-Европы, пешеход, велогонки, пол-Москвы, полчаса, полдня, высокообразованный, пол-абрикоса, пол-ананаса, нежно-голубой, темно-серый, синеглазый, железнодорожный, летописный, ярко-красный.
2. Светло-синий, спецодежда, спортплощадка, фабрично-заводской, широкоплечий, прибрежный, горнолыжный, кто-либо, светловолосый, сельскохозяйственный, вагоноремонтный, что-либо, что-нибудь, кто-то, легкоатлетический, кое в чем, где-либо, кое-где, по-заячьи, по-моему.
3. По-твоему, по-летнему, во-первых, в-третьих, чуть-чуть, густонаселённый, еле-еле, точь-в-точь, скажи-ка, дом-то, все-таки, кто бы, что ли, из-за, из-под, ай-ай, ой-ой, диван-кровать, пол-листа, пол-лайма.
4. Тонно-километр, премьер-министр, унтер-офицер, англо-русский, физико-математический, юго-западный, юго-восточной, кисло-сладкий, микроскоп, гидростаниция, телевышка, электрофонарь, авиарежим, стереосистема, агрокомплекс, зоопарк, фотофиксация, мышеловка, лесоруб, авиаперелет.
Написание слов с ПОЛ-, ПОЛУ-
1. Пол-огурца, пол-ананаса, пол-абрикоса, пол-яблока, пол-Москвы, Пол-Воронежа, пол- Самары, пол-Нью-Йорка, пол-лимона, пол-лайма, полгорода, полчаса, полдня, полгорода, полфильма, полпомидора, полкартофеля, полторта, полвека, полсекунды.
2. Полкниги, полтетради, полшоу, полсериала, полсерии, полпесни, полуостров, вполголоса, пол чайной ложки, пол вкусного торта, пол интересного фильма, пол красного помидора, пол-ложки, полукруг, полумесяц, полметра, полуботинки, пол-оборота, пол-очка, пол-июля.
3. Пол-оркестра, пол-отдела, полуподвал, пол-листа, пол-литра, пол-лавки, пол-линии, пол-линейки, полдома, полбеды, полведра, пол-лампы, пол-лапы, пол-апельсина, пол-оборота, пол-ящика, пол-яйца, пол-ягоды, пол-Одессы, пол-Европы.
4. Пол-Ярославля, пол-Байкала, полжизни, полстола, полгруши, полмандарина, полузабытье, полуфинал, полуседой, полубог, полбатона, полкило, полмешка, полбанки, полсливы, пол-Екатеринбурга, полуживой, полнедели, полмира, пол-луга.
Большая буква и кавычки в именах собственных
1. Пушкина Екатерина, кафе «Кристалл», роман-эпопея «Война и мир», ресторан «Башня», кинотеатр «Победа», столовая «У Петровны», журнал «Мурзилки», роман «Преступление и наказание», передача «Мистические истории», программа «Время».
2. Антонина Иванова, Светлана Ивановна, пёс Тошка, кошка Мурка, попугай Кеша, город Москва, улица Ленина, переулок Ворошилова, фильм» Вызов», пьеса «Свои люди-сочтемся».
3. Театр «Муза», мультик «Приключения кота Фильки», почтальон Печкин, корабль «Мираж», город Валуйки, село Богучар, деревня Уразово, город Екатеринбург, роман «Отцы и дети», Переверткина Тамара.
4. Котенок Филька, щенок Мухтар, рассказ «Судьба человека», картина «Мишки в лесу», ресторан «Старик Хинкалыч», магазин «Копеечка», стихотворение «То было раннею весной», Михаил Юрьевич Лермонтов, улица Ломоносова, машина «Калина».