Понятие о приставке и суффиксе. Упражнения с заданиями и ответами по русскому языку для 3 класса.
№ 1. Преобразуйте предложенные слова с помощью приставок.
Шел, лезть, пить, лить, дом, писать, бег, молчи, цвет, гнать, держать, вкус, варить.
№ 2. Преобразуй предложенные слова с помощью суффикса.
Бревно, билет, мышь, рыба, друг, дождь, рыба, снег, береза, тетрадка, лист, ключ, город, горох, дом.
№ 3. Употребите уменьшительные ласкательные суффиксы к предложенным словам.
речка, мама, вода, хвост, галка, крошка, ночь, дочь, папа, бабушка, кофта, кольцо, сумка, рука.
№ 4. Запишите любые слова с данными суффиксами -к-.
№ 5. Вставить пропущенную букву в приставку.
….прыгнуть, ра…сказ, бе…вредный, бе…заботный, ра…шалиться, ра…хвалить, во…кликнуть, бе…срочный, ра…жалобить, ра…пилить, бе…следно, чере…чур.
№ 6. Вставьте пропущенную букву в суффиксе.
Кусоч…к, ма…ч…ка, дружоч..к, жуч…к, дождич…к, кармаш…к, листоч…к, столб…к, бинт…к, утре…ий, клюв…к, клубоч…к, звоноч…к.
№ 7. Запишите по три слова с приставками «при-» «раз-».
№ 9. Вставьте по смыслу приставка «воз-» «вос-».
Во…петь, во…главить, во…жечь, во….стание, во…дать, вос….паление, во…мужать, во…рождение.
№ 10. Вставьте по смыслу приставку «с-» или «з-».
- ……десь, …….дание, бе…..толковый, бе…..вкусный, в……кружить.
- В….дремнуть, во….хождение, во…..славить, бе….человечный, во…..главить.
- Ра….жалобить, во…требовать, бе….цветный, бе….голосый, во….жечь.
- Ра….гуляться, ра….делать, бе….хитростный, бе…перспективный, и…тереть.
- И…подтишка, бе…шумный, во…делать, ра…..делать, ра…влекаться,
№ 11. Найдите лишнее слово.
- Ра….брестись, ра…..дать, ра…..думья, ра…..веять, ра…..чихаться.
- И……биратель, и….делие, и…жарить, ро…пись.
- Бе……бородый, бе….водный, бе….рыбье, бе…конечный, бе….ветрие.
- …..рисовать, …..играть, …..петь, …..дание, ……дача.
- Чре….вычайность, чере….полосный, чере…..рядный, чере…..плановый, чре…мерность.
№ 12. Распределите предложенные слова на 3 группы.
Спелый, сделать, смешной, спрыгнуть, скользкий, слово, сломать, рисовать, срисовать, сгорбленный, спрятать, сварить, съедобный, здесь, здание, здравствуй, сжать, сжечь, сшить.
№ 13 Вставьте пропущенную букву в суффиксе.
Пол….ко, замоч…., ключ…., суч…., воз…., друж…., лет…, зайч…., ваз….а, крош….а, стуль…., обман…., крюч…., кост….а, пуш….ый, скаме….а, бревн…о, горлы…..о, цеп….а, дом….е.
№ 14. Вставить пропущенную букву в приставку.
На…..пись, на….сечка, в…..дыхать, ни…..вергать, и….вестить, в….,помнить, ра….пустить, ра……писнаие, и……целить, …..дешний, бе…..шумный, …..делать, ра…..бросать, и….пользовать, бе……смертный.
№ 15. Спиши предложенный текст вставь пропущенные буквы.
На уроке ру….ского языка уч…..тель сказал по….мотреть на доску. Елена Васильевна написала нам сл…варные слова. Я не знал как пишется слово ….десь. А мой друж… не знал как пишется слово ра….сказ. Мы решили ….писать у Наташки с задней парты. Когда мы …..дали тетради Елена Васильевна ….делала недовольный в….гяд. Мы и….пугались и …..бежали домой.
№ 16. Исправьте ошибки в словах из предложений.
- Сдешний вид был прикрасным.
- Моего любимого пса звали дружочик.
- Сасулька упала мне на голову когда я шел домой.
- Сдание было построено очень довно, когда я еще не родился.
- Когда мама разказывала сказку, я быстро засыпал.
Ответы:
№ 1. Преобразуйте предложенные слова с помощью приставок.
Пришёл, перелезть, перепить, перелить, бездомный, списать, разбег, помолчи, расцвет, изгнать, издержать, безвкусный, сварить.
№ 2. Преобразуй предложенные слова с помощью суффикса.
Бревнышко, билетик, мышка, рыбка, дружок, дождик, рыбка, снежок, березка, тетрадка, листик, ключик, городок, горошек, домик.
№ 3. Употребите уменьшительные ласкательные суффиксы к предложенным словам.
речушка, мамочка, водичка, хвостик, галочка, крошечка, ночка, дочка, папочка, бабулечка, кофточка, колечко,, сумочка, рукчка.
№ 4. Запишите любые слова с данными суффиксами -к-.
№ 5. Вставить пропущенную букву в приставку.
спрыгнуть, рассказ, безвредный, беззаботный, расшалиться, расхвалить, воскликнуть, бессрочный, разжалобить, распилить, бесследно, чересчур.
№ 6. Вставьте пропущенную букву в суффиксе.
Кусочек, маечка, дружочек, жучек, дождичек, кармашек, листочек, столбик, бинтик, утренний, клювик, клубочек, звоночек.
№ 7. Запишите по три слова с приставками «при-» «раз-».
№ 9. Вставьте по смыслу приставка «воз-» «вос-».
Воспеть, возглавить, возжечь, восстание, воздать, воспаление, возмужать, возрождение.
№ 10. Вставьте по смыслу приставку «с-» или «з-».
- здесь, здание, бестолковый, безвкусный, вскружить.
- Вздремнуть, восхождение, восславить, бесчеловечный, возглавить.
- Разжалобить, востребовать, бесцветный, безголосый, возжечь.
- Разгуляться, разделать, бесхитростный, бесперспективный, истереть.
- Исподтишка, бесшумный, возделать, разделать, развлекаться,
№ 11. Найдите лишнее слово.
- расчихаться.
- роспись.
- бесконечный,
- здание,
- Чрезвычайность, чересполосный, черезрядный, черезплановый, чрезмерность.
№ 12. Распределите предложенные слова на 3 группы.
- Спелый, смешной, , слово, рисовать, здесь, здание, здравствуй
- сделать, спрыгнуть, скользкий, сломать, срисовать, сгорбленный, спрятать, сварить, съедобный , сжать, сжечь, сшить.
№ 13 Вставьте пропущенную букву в суффиксе.
Полюшко, замочек., ключик, сучок, возчик, дружок., летчик, зайчик, вазочка, крошка, стульчик, обманщик, крючок, косточка, пушистый, скамеечка, бревнышко, горлышко, цепочка, домике.
№ 14. Вставить пропущенную букву в приставку.
Надпись, надсечка, вздыхать, низвергать, известить, вспомнить, распустить, расписание, исцелить, здешний, бесшумный, сделать, разбросать, использовать, бессмертный.
№ 15. Спиши предложенный текст вставь пропущенные буквы.
На уроке русского языка учитель сказал посмотреть на доску. Елена Васильевна написала нам словарные слова. Я не знал как пишется слово здесь. А мой дружок не знал как пишется слово рассказ. Мы решили списать у Наташки с задней парты. Когда мы сдали тетради Елена Васильевна сделала недовольный взгляд. Мы испугались и сбежали домой.
№ 16. Исправьте ошибки в словах из предложений.
- Здешний вид был прекрасным.
- Моего любимого пса звали дружочек.
- Сосулька упала мне на голову когда я шел домой.
- Здание было построено очень давно, когда я еще не родился.
- Когда мама рассказывала сказку, я быстро засыпал.